Читайте также

Рубрики

Финансового омбудсмена наделят юридической силой.


Законопроект, регулирующий деятельность финансового омбудсмена, будет готов уже в мае текущего года. Депутаты, работающие над документом, предлагают всем банкам и страховым компаниям будут совместно содержать омбудсмена, решения которого будут обязательными для всех участников рынка. Первые три года участие в системе финансового арбитража для финансовых организаций будет добровольным, затем оно станет обязательным для всех.

В марте 2012г. президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству РФ и Центральному банку РФ проработать юридическую базу для работы финансового омбудсмена. Концепция соответствующего законопроекта уже написана (документ есть в распоряжении издания).

Документ будет регулировать отношения потребителей и организаций финансовой сферы: банков, страховых компаний и рынка ценных бумаг. К финансовому омбудсмену сможет обратиться любой гражданин при соблюдении трех условий: сумма его претензий не должна превышать 100 тыс. руб., жалоба должна быть подана не позднее года после совершения события, пострадавший, до того как просить помощи у омбудсмена, уже пытался решить ситуацию напрямую с организацией. Последний пункт позволит "существенно снизить нагрузку на омбудсменов на первом этапе и стимулировать банки для самостоятельной работы", поясняет вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Решения омбудсмена будут носить юридический характер, поэтому оспорить их можно будет только в суде.

Согласно концепции документа, назначать руководителей института будет или президент РФ, или же специально созданный орган, защищающий потребителей финансовых услуг. "В США и Великобритании такой орган есть, у нас эту функцию выполняет Роспотребнадзор", - говорит один из разработчиков законопроекта, зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Однако служба зачастую действует неэффективно из-за того, что ей приходится решать широкий круг вопросов.

Финансовый омбудсмен Андрей Власс
Ассоциация Анти-Долговых Сообществ, в лице народного финансового омбудсмена Андрей Петровича Власс уже оказывает бесплатные услуги кредитным должникам по урегулированию конфликтных ситуаций с кредитором. Затраты по содержанию аппарата финансового омбудсмена изначально взяли на себя члены Ассоциации Анти-Долговых Сообществ тем самым снизив финансовую нагрузку на кредитора и должника. Мы помогаем финансовым заемщикам говорит Андрей Власс урегулировать конфликт не только с банком, страховой компанией, но и частными ростовщиками, ломбардами, микро-финансовыми центрами.

В мировой практике есть два варианта работы омбудсмена, отмечает О.Иванов. В Великобритании это "огромная машина", ее ежегодный бюджет, собираемый за счет годовых платежей и разовых сборов за каждую жалобу, 100 млн фунтов. Штат организации - более 1000 человек, каждый год там обрабатывается около 1 млн обращений. В Германии схема иная: институт рассматривает только письменные жалобы, в офисе организации работают всего десять человек. Бюджет финансового омбудсмена там скромнее - около 1 млн евро.

Работа финомбудсмена для потребителя в России будет бесплатна, а содержать штат "защитника" планируют за счет участников рынка. Концепция предполагает два вида платежей: ежегодный взнос и плату за каждую поданную жалобу.

Банкиры по-разному смотрят на перспективу платного суда над ними. Первый зампред Первого республиканского банка Андрей Чураков полагает, что новый механизм не создаст дополнительной финансовой нагрузки на банки: "Это нормальная цивилизованная практика из серии контроля качества. Понятно, что за качество нужно платить". А вот зампред правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин полагает, что банк должен возмещать клиенту сумму за неправильно совершенные действия, но платить за сам факт обращения клиента с жалобой к омбудсмену нелогично. "Банк должен будет заплатить, потому что это будет документарно подтверждено количеством жалоб, хотя реальной вины банка может и не быть", - считает банкир.

www.rbc.ru