Читайте также

Рубрики

Законы в сфере кредитования отстают от хитростей банков

26.03.2011 —  Закон и порядок
Ирина Полякова

Скандалов с рассылкой банковских кредитных карт по почте становится все больше. В иных юридических компаниях за день раздается до 300 звонков с жалобами на требования банков и коллекторов вернуть кредиты, которыми люди, как они говорят, не пользовались.  

Петербургский заемщик рассказывает, что в 2004 году оформил потребительский кредит в банке и своевременно его погасил. Затем, с его слов, взял еще один и также погасил. Как постоянному клиенту с хорошей кредитной историей, банк предложил ему кредитную карту. Один из распространенных способов предоставления кредитки — высылка ее по почте на домашний адрес клиента. Однако, как утверждает данный клиент, карту он не получал и деньгами не пользовался, при этом с определенного момента ему стали настойчиво звонить представители банка и требовать погасить просроченную задолженность.

На письменный запрос журналиста Firstnews по указанному случаю банк ответил лаконично: «Информация по этому клиенту, имеющаяся у Банка, свидетельствует о том, что описываемая ситуация не соответствует действительности». Никаких документов и доводов в ответе приведено не было, но вице-президент банка сообщил, что при согласии клиента свою позицию кредитная организация готова подтвердить документально. К сожалению, клиент в настоящее время находится в больнице.

Юрист юридической компании OnlyWay Андрей Власс рассказал, что 50% жалоб банковских заемщиков касается именно кредитных карт, в том числе высланных по почте по инициативе самих банков. По мнению Власса, заемщики в 100% случаев действительно являются должниками, но при этом банки умышленно загоняют клиентов в долги, при этом не нарушая формально ни одной нормы закона.

"Их трудно назвать банками, они действуют как хитрые ростовщики. Та же рассылка карт! Кто достал карту из почтового ящика? Может, ящик был открыт и соседский мальчишка достал его содержимое, может, почтальон ошиблась и не туда опустила письмо... Далее, статья 820 Гражданского кодекса говорит, что договор должен быть заключен в письменной форме. Но банки часто маскируют договор, называя его анкетой, заявлением, правилами пользования кредитом и т.д. Клиент не видит слова "договор", подписывает, а по факту именно заключает договор", - рассказывает Власс.

Как говорят юристы, представляющие интересы заемщиков, в судах они в первую очередь «отбивают» штрафы и пени. Основным их доводом становится несоразмерность штрафов сумме самого кредита. Речь идет, в первую очередь, о случаях, когда штрафы в разы, а бывает в десятки раз превышают сумму основного долга и процентов.

Кроме того, в Госдуму уже направлен законопроект «О потребительском кредитовании», одной из норм которого станет запрет на рассылку по почте кредитных карт, о чем Firstnews уже сообщал ранее. Как рассказал корреспонденту Firstnews президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, документ проходит согласования в министерствах. Новая норма о запрете почтовой рассылки, по словам Аксакова, не вызывает нареканий у чиновников, но не радует банкиров, которые всячески оттягивают момент принятия документа. Только первое чтение законопроекта состоится не раньше марта 2011 года. При этом первые робкие голоса в пользу запрета на рассылки кредиток подавались еще в 2007 году.

"Наш банк не высылает карты по почте. При выпуске карты открывается банковский счет, доступ к которому осуществляется с помощью карты. Для открытия счета необходимо заключить договор в соответствии с ГК РФ. Однако открытие счета может быть предусмотрено договором о предоставлении кредита. В этом случае не требуется заключать отдельный договор об открытии счета. С юридической точки зрения, ничего плохого в доставке карт по почте нет, если перед этим был заключен договор о предоставлении карты и открытии счета, либо если такая возможность была прописана в договоре о предоставленном ранее кредите. Кроме того, пользоваться картой или нет, каждый решает сам для себя",- прокомментировал заместитель начальника юридического департамента банка «Открытие» Сергей Массарский.

В Ситибанке также говорят о наличии договора. "Если речь идет о кредитной карте, необходим кредитный договор, в котором детально описаны условия использования карты, размер кредитной линии, размеры комиссий, процентные ставки, график погашения задолженности и т.д",- поделился с корреспондентом Firstnews руководитель отдела развития продуктов кредитных карт Ситибанка Тимур Смирнов.

Справка

Лидером рынка почтовой рассылки кредитных карт считается банк "Русский стандарт", который рассылает клиентам свои кредитки с 2001 года. Также кредитки рассылают банки "Хоум Кредит", "Ренессанс Кредит",  "Тинькофф Кредитные системы", "Ситибанк" и др. Некоторые делают это по просьбе клиента, некоторые по собственной инициативе.
Источник: газета "Время новостей"

В Ситибанке сообщили, что банк списывает комиссии и проценты за использование средств только после первой операции по карте, совершенной клиентом. Причем если клиент погашает задолженность по кредитной карте в льготный период, то никаких процентов он не платит. Активация карты сама по себе, по словам представителя банка, не приводит к взысканию каких-либо комиссий. "В прошлой практике случались редкие технические сбои, когда списывались комиссии с карты, средствами которой клиент не начал пользоваться, но Ситибанк всегда своевременно устранял проблемы и возвращал ошибочно списанные комиссии на карту",- сообщает Тимур Смирнов.

Велели паспорт показать

Таким образом, почтовая рассылка кредиток пока остается абсолютно законным способом деятельности банка, включая рассылку по инициативе самого банка. А воспользоваться доверчивостью и невнимательностью клиента банк, вероятно, сможет и при личном общении в собственном офисе. Возможно, когда-то будет принят еще один законопроект (который, правда, пока находится и вовсе в стадии идеи) - о введении единого паспорта потребкредита.

К сведению Кредитная карта является одним из видов потребительского кредита

Удобным видом такого паспорта была бы таблица. Паспорт кредита должен содержать всю информацию, необходимую заемщику - о кредиторе, условиях кредита, его стоимости и других особенностях. Самое главное, чтобы такие паспорта во всех банках имели унифицированную форму. Это облегчило бы клиенту процесс сравнения и выбора нужного ему продукта. Кроме того, как полагает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, единый паспорт кредита должен примирить требования к банкам Роспотребнадзора, Центробанка и Федеральной антимонопольной службы к содержанию преддоговорной информации и кредитного договора.

www.firstnews.ru